Правовой Центр "Кодекс Чести"
marker г. Ставрополь, ул. Булкина, д. 11, офис 7
Заказать звонок

Зачем нужна независимая экспертиза после ДТП?

Чтобы определить размер компенсации страховая компания проводит оценку повреждений автомобиля. Как правило, ее результаты оказываются неутешительны для автовладельца, так как он понимает, что восстановить машину за озвученную страховщиками сумму нельзя. Возникает вопрос — опустить руки и «взять что дают» или попробовать восстановить справедливость? Пострадавшая сторона может и должна отстаивать свои интересы. Определить реальный объем причиненных убытков можно. Для этого проводится независимая экспертиза после ДТП. Давайте попробуем вместе разобраться в особенностях процедуры и выясним, для чего вообще она нужна.

Цель проведения оценки убытков незаинтересованным специалистом

Для чего проводить за свой счет независимую экспертизу автомобиля после ДТП, если его и так осматривают оценщики страховой компании? Не секрет, что сотрудничающие с СК оценщики часто «не замечают» скрытых повреждений. Они заинтересованы в том, чтобы страховая компания понесла меньше убытков. Цель проведения независимой оценки определена на законодательном уровне. В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ незаинтересованные специалисты проводят осмотр поврежденного автомобиля для того, чтобы выяснить:

  • при каких обстоятельствах был причинен вред машине;
  • какие именно повреждения получило авто и причину их возникновения;
  • какие технологии и методы нужно применить, чтобы восстановить транспортное средство;
  • сколько будет стоить ремонт автомобиля.

В процессе работы эксперт использует Единую методику, утвержденную Положением Центробанка России 29 сентября 2014 года № 432-П. Документ содержит порядки расчета, позволяющие установить:

  • сколько будут стоить услуги автомеханика, запчасти и материалы, необходимые для устранения последствий аварии;
  • как сильно изношены узлы и агрегаты транспортного средства;
  • какой реальный пробег авто;
  • применяемый в регионе коэффициент, позволяющий увеличить или уменьшить размер компенсационной выплаты;
  • стоимость годных остатков транспортного средства.

Кроме вышеназванного закона и Положения при проведении независимой экспертизы после ДТП специалисты опираются на другие нормативные документы. Это:

  • Федеральный закон от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ;
  • Приказ Минтранса РФ от 22.09.2016 года № 277;
  • Положение Банка РФ от 19.09.2014 года № 433-П;
  • Нормы оценки ФСО 1,2 и 3.

Опираясь на перечисленные документы, эксперт составляет отчет, в котором дает ответы на все поставленные перед началом процедуры вопросы.

Имея на руках результат проведенной незаинтересованным специалистом оценки, владелец транспортного средства сможет оспорить решение страховой компании.

Автоюристы рекомендуют направлять в страховую компанию претензию, если сумма причиненного в результате аварии ущерба по двум отчетам отличается более чем на 10%.

В таком случае лучше доверить дело профильному адвокату. Страховщики обычно сотрудничают с опытными юристами, поэтому выиграть с ними спор без специальной подготовки будет сложно.

В каких случаях нужно обращаться к сторонним оценщикам

После дорожно-транспортного происшествия его участники не обязаны обращаться к независимым экспертам. Это их право, а не обязанность. Юристы рекомендуют им воспользоваться в таких случаях:

  1. Пострадавшему в аварии водителю страховщики предлагают слишком маленькую сумму компенсации, не позволяющую полностью восстановить автомобиль.
  2. Пострадавшая сторона предъявляет виновнику завышенные требования (в случае, если по каким-либо объективным причинам страховая компания отказалась возмещать убытки).
  3. Потерпевший пытается в судебном порядке взыскать утрату товарной стоимости и требует слишком большую сумму.
  4. Застрахованное по КАСКО транспортное средство пострадало в результате стихийного бедствия или при наступлении другого страхового случая, и его владелец хочет узнать реальный размер убытков до обращения в СК.

При обращении к независимому эксперту собственник автомобиля должен четко сформулировать вопросы, ответы на которые он хочет услышать.

Критерии выбора независимого специалиста

Услуги проведения независимой экспертизы после дорожно-транспортного происшествия предлагают многие компании и самостоятельно работающие специалисты. Как среди них выбрать того, кому можно доверить проведение процедуры? Наличие опыта работы на рынке и отзывов клиентов недостаточно. Нужно обязательно проверить, есть ли у специалиста профильное образование и разрешительные документы на ведение профессиональной деятельности.

Кроме этого техники-оценщики обязаны:

  • раз в определенный период времени проходить аттестацию, которую проводит МАК Минтранса России;
  • строго придерживаться требований и методик.

Министерство юстиции РФ ведет реестр экспертов-техников. Прежде чем подписать со специалистом договор, нужно проверить, внесены ли данные специалиста в перечень.

Все перечисленные требования к экспертам обязательны. Нарушение любого из них может привести к тому, что ответчик в суде с легкостью отвергнет требования, сославшись на ничтожность договора об оказании услуг, который владелец авто должен подписать с оценщиком.

Перечень документов, необходимых для заключения договора

Оценка повреждений автомобиля может проводиться только при условии, что между техником и собственником авто заключен соответствующий договор. Для этого владелец транспортного средства должен подготовить такие документы:

  • удостоверение личности (обычно используется гражданский паспорт);
  • бумаги, имеющие отношение к аварии (протокол с места столкновения, схему происшествия и другие материалы);
  • свидетельство о регистрации и паспорт автомобиля;
  • материалы фото и видеосъемки с места происшествия и показания свидетелей, позволяющие восстановить картину ДТП;
  • заключение экспертизы, проведенной специалистами страховщика (при наличии);
  • акт о наступлении страхового случая.

После проверки документов стороны заключают договор. Используется стандартная форма, в которой прописываются такие данные:

  • дату, время и место проведения экспертизы;
  • основания для проведения оценки;
  • характеристики транспортного средства;
  • описание аварии, обстоятельств и условий, которые способствовали ДТП;
  • личные данные заказчика и других участников столкновения;
  • наименование страховой компании, продавшей полис и информацию о страховке;
  • стоимость услуг;
  • данные об исполнителе.

Он подписывается сторонами и скрепляется печатью.

Процедура оценки

При проведении экспертизы независимый оценщик строго соблюдает определенные правила. Специалист:

  1. Изучает транспортное средство, сравнивает номера узлов и агрегатов с теми, которые указаны в документах.
  2. Фиксирует обнаруженные внутренние и внешние дефекты.
  3. Проводит видеосъемку и фотографирует процесс.
  4. Составляет акт оценки (с ним знакомятся заказчик и другие участники процедуры, а затем подписывают его).
  5. Готовит заключение специалиста.
  6. Оформляет документы и передает заказчику.

Если после ознакомления с заключением специалиста страховая компания отказывается пересматривать ранее принятое решение, автовладелец может использовать документ в качестве доказательства в суде.

Категория: Автомобильное правоДата: 16.02.2021 г.
0
Комментарии
У этой статьи пока нет комментариев. Воспользуйтесь формой ниже, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи

Оспаривание штрафов МАДИ: как не разориться компаниям при получении постановления?
ДТП с участником без ОСАГО: последствия аварии и способы взыскания убытков
Контакты
Адрес:
г. Ставрополь,
ул. Булкина, д. 11, офис 7
Телефон:
+7 (865) 257-75-16
Правовой Центр "Кодекс Чести"
Адрес офиса:
г. Ставрополь,
ул. Булкина, д. 11, офис 7
Режим работы:
пн-сб с 10 до 19